Главная Древние цивилизации

Древние цивилизации

Первые очаги цивилизации, где человек перешагнул рамки родового строя, возникли на обширных просторах Азии, Африки и Европы несколько тысячелетий назад. Они получили название «древние цивилизации» и растянулись узкой полосой от Атлантики до Тихого океана в зоне мягкого субтропического климата, где были наиболее благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности человека. Несмотря на то что они возникали отнюдь не одновременно в самых разных регионах планеты и создавались никак не связанными между собой народами, процессы становления и развития цивилизаций имеют много общего. Все они составляли определенное единство, противостоящее догосударственно-му и дописьменному первобытному миру. И в рамках этого единства древние цивилизации привели к тем важнейшим открытиям, которые заложили фундамент здания человеческого прогресса и стали органичной частью современной культуры. Без их достижений мир немыслим ни в одном своем звене; они прямо или косвенно определили все дальнейшее развитие человечества. Цивилизации Древнего мира — закономерный и уникальный этап всемирно-исторического развития. Путь, пройденный древними цивилизациями, объединенными узами преемственности и культурного обмена, необычайно долог и многообразен.
Первые цивилизации возникли в долинах великих рек Азии и Африки: Нила, Тигра и Евфрата на рубеже IV и III тыс. до н. э. Затем в долине Инда, Хуанхэ и Янцзы. Народы, населявшие эти долины, первыми в истории человечества создали образцы письменности, построили города с дворцами и храмами, ввели такое новообразование, как государство, поднялись до непревзойденных по сей день высот в культуре и искусстве. Через несколько веков во многом благодаря их влиянию и культурным контактам цивилизации появились и за пределами узких рамок речных долин. Народы Северной Африки, Ближнего Востока, Центральной, Средней и Малой Азии создали свои уникальные центры культуры и государственности. Весь этот многообразный мир древних обществ получил название Древний Восток.
Понятие «Восток» появилось впервые еще в эпоху античности. Древние греки разделили все известные им страны на «Запад» и «Восток», противопоставив свое общество известным им царствам, находящимся в Азии и Африке. Затем это понятие закрепило противостояние христианских стран и всего остального мира, а также колониальная экспансия европейцев. Сейчас под понятием «Древний Восток» понимают цивилизации Древнего мира, раскинувшиеся от основанного финикийцами Карфагена на теорритории современного Туниса до государств, располагавшихся на землях современных Японии и Китая. И время существования цивилизаций на этих территориях было неодинаковым. Цивилизации Нила и Евфрата возникли в конце 4-го тысячелетия, а прекратили свое существование в конце IV в. до н. э., когда необъятные просторы древневосточных государств были завоеваны Александром Македонским. А на землях Средней Азии, Индии и Дальнего Востока древние общества просуществовали до III — IV вв. Таким образом, история древневосточных обществ продолжалась около трех тысячелетий и была насыщена множеством событий, давших пеструю картину жизни. Древневосточные общества, заложившие основы современной цивилизации, имели ряд черт, отличающих их от предшествующего первобытного строя. Именно на Востоке возникли государства самых различных типов. Первоначально повсеместно появлялись небольшие государства в пределах одной общины или города, которые принято называть «номовыми государствами». Время их существования составляет целую эпоху на ранней стадии древневосточных обществ. Однако географические условия и стремление правителей получить новые территории и богатства путем завоеваний привели к объединению «но-мовых государств» в крупные, которые располагались в долинах великих рек. Итог этого длительного и сложного процесса — возникновение на Востоке первых мировых империй, огромных держав, в которых под властью царя-завоевателя оказывались многочисленные народы и страны. Древневосточные общества первоначально не знали железа и первые два тысячелетия развивались в эпоху бронзового века. Наличие малоэффективных медных, бронзовых и даже каменных орудий и инструментов потребовало налаживания совместного кооперированного труда. Древневосточные цивилизации сделали принудительно организованный труд крестьян и ремесленников основой своего существования. Это позволило создать крупные ирригационные системы, мощные городские стены, храмы, дворцы и гробницы правителей. На Востоке впервые широкое распространение получили самые разнообразные формы зависимости: от неразвитых форм патриархального рабства внутри семьи до жестокой «классической формы» эксплуатации раба, вплоть до поголовного превращения пра-вителем-деспотом в своих бессловесных рабов всего населения страны.
Успешная хозяйственная деятельность способствовала возникновению сложной структуры общества. Помимо крестьян и ремесленников требовался многочисленный государственный аппарат чиновников, надсмотрщиков, управляющих, ведущих учет и контроль произведенной продукции. Государству под силу стало содержать постоянную армию, состоящую из профессиональных воинов и военачальников. Однако помимо военных успехов и территориальных завоеваний державы нуждались в философском, творческом обосновании своих достижений, что вывело на арену истории многочисленные группы людей, занятых интеллектуальной и творческой деятельностью: жрецов, ученых, художников, литераторов, писцов. Именно они дали импульс расцвету культуры и искусства древневосточных обществ. Древневосточные цивилизации оставили в наследство человечеству самое важное культурное изобретение — письменность. Помимо записи счетов и хозяйственной отчетности сохранились летописи, научные трактаты, поэмы и повести, а профессия накопителя и хранителя знаний стала почетной. Характерная черта любой ранней цивилизации — глубокое уважение к знанию, появление мифологической фигуры «культурного героя», а также превращение реальных исторических лиц в легендарных мудрецов.
Духовную жизнь древневосточных обществ отличало необычайное многообразие. Она прошла сложные стадии развития — от архаических мифологических представлений морали Конфуция и Зороастра до универсальных мировых религий. Это был путь от древнейших форм анонимного, словесного и художественного творчества, где текст неразрывно связан с религиозным ритуалом, к авторским, индивидуальным произведениям поэзии и утонченного искусства,
В то же время необходимо отметить замедленный темп развития Древнего Востока. Ни экономиче-
ские, ни социальные, ни политические отношения не обрели той глубины и масштаба, какой они достигли в Древней Греции и Древнем Риме. На обширных просторах Древнего Востока проживало пестрое население, принадлежавшее к трем основным расам: европеоидной, монголоидной и негроидной. Расы подразделялись на народности, племена и этнические группы, говорившие на многочисленных языках, что разобщало жителей бескрайнего Древнего Востока. Именно здесь закон неравномерного исторического развития человеческого общества нашел свое яркое выражение. Однако непрерывно возраставшие военнополитические, торговые и культурные связи привели к превращению ранее разобщенных регионов в единый древневосточный мир, что ускорило поступательное развитие всемирно-исторического процесса.
Античность сыграла огромную роль в истории, заложив основы современной европейской и мировой цивилизаций. От этой эпохи человечество унаследовало уникальные достижения во многих областях жизни, которые стали его ориентирами на все последующее время: гражданские свободы, демократическая республика, высочайшего уровня памятники искусства и литературы. Античность — завершающий этап исторического развития народов Европы, Передней Азии и Северной Африки в эпоху Древнего мира. Впервые термин «античность» применили к древнейшему периоду Европы гуманисты эпохи Возрождения, разделившие всю историю на новую (современную им), древнюю (которой подражали) и средневековую (расположившуюся между ними). В науке этот термин окончательно утвердился в начале XVIII в. и на первых порах означал особый вид искусства и художественной культуры, возникший в Древней Греции и Древнем Риме. Античное культурное наследие оказало огромное влияние на политическое и религиозное мышление, литературу, искусство, философию и юриспруденцию всех народов Европы и мира. При этом в странах романских языков получило развитие наследие Рима, в Германии преимущественно греческая культура, а в Восточной Европе греческое наследие распространилось через византийское влияние.
Центром античного мира стали Греция и Италия, но его влияние распространялось на обширные территории вокруг Средиземного моря. Античное общество в период своего наивысшего развития охватывало пространства от Британских островов до Нильских порогов, включая пески Сахары, и от Испании до Месопотамии. Завоевания Александра Македонского раздвинули границы античного мира вплоть до Индии и Средней Азии. На этих землях античное общество существовало бок о бок с очагами древнейших цивилизаций Востока и с многочисленными варварскими народами, еще не вышедшими из первобытной стадии развития. От зарождения до гибели античного общества прошло более 15 веков — с XI в. до н. э. по V в. н. э.
На громадной территории, охваченной античной цивилизацией, существовали многообразные природные условия: многоводные реки с плодородными долинами, поднимающиеся до небес горы, непроходимые леса и безжизненные пески. Друг друга сменяли разнообразные климатические зоны: от субтропиков с жарким летом и мягкой зимой до районов с коротким летом и холодной, снежной зимой. Климат оказывал влияние на формирование многообразных форм повседневной хозяйственной и культурной деятельности на этих территориях. Однако по своим важнейшим структурообразующим чертам существовавшие здесь общества были близки между собой и представляли единую античную цивилизацию. Античному обществу на территории Европы предшествовала Крито-Микенская цивилизация, другое называние которой — минойская — дано по имени легендарного царя Миноса. Ее возникновение отмечено строительством в конце 3-го тыс. до н. э. первых дворцов на Крите. Крито-Микен-ская цивилизация существовала в эпоху бронзового века до конца 2-го тыс. до н. э. Ее закат и гибель совпали с вторжением многочисленных племен дорийских греков, разрушивших дворцы и основные центры микенского общества. Греция в XI в. до н. э. вновь впала в первобытное состояние.
На протяжении XI — IX вв. до н. э., получившего название гомеровского периода, на территории Балканского полуострова и островов шел сложный процесс разложения первобытнообщинных институтов и становления новой античной цивилизации.
С VIII в. до н. э. греческое общество вступило в эпоху цивилизационного развитая. Первый его этап называли архаическим. В его рамках сформировались основные элементы нового общества во всех сферах: социальной, экономической, политической, культурной.
Основным элементом античного общества становится особый, нигде более не встречающийся, тип государственного устройства — полис. Именно в эпоху полисного строя появились классическое рабство, развитые системы денеж-
ного обращения и рынка, демократическая республика, всегреческие спортивные состязания, театральные представления, философия и науки, были заложены основы греческой архитектуры, скульптуры и живописи. К концу архаического периода греки расселились по всему Средиземноморью, разнеся полис и достижения своей культуры от Испании до берегов Восточного Средиземноморья и от Египта до Крыма. Расцвет античной Греции пришелся на эпоху классики — V — IV вв. до н. э., когда все стороны древнегреческого общества, его духовной и художественной культуры достигли наивысшего и гармоничного развития. В этот период были созданы непревзойденные образцы во всех сферах древнегреческой жизни и деятельности. Выделяя этот взлет античной цивилизации, великий философ XIX в. Г. В. Ф. Гегель отмечал, что античное искусство именно тогда обрело красоту внешнего облика и светлую жизнерадостную ясность содержания, отразившие временную гармонию человека с природой и его политическим миром. Заключительный этап античной Греции открыли походы Александра Македонского. Победоносное завоевания Персидской державы привело к слиянию античного и восточного мира, что коренным образом повлияло на дальнейший ход исторического развития человечества. Этот этап принято называть эллинистическим, он просуществовал три века — до 30 г. до н. э.
Затем в Средиземноморье безраздельное господство переходит к Риму. По преданию, он был основан в 753 г. до н. э. Ромулом, ставшим первым его царем. После периода правления царей в конце VI в. до н. э. в Риме устанавливается республика. А в конце I в. до н. э. утверждается императорский режим. Риму удалось раздвинуть границы античного мира до максимальных пределов. Имераторский Рим просуществовал вплоть до его гибели в 476 г. н. э., которая ознаменовала закат античного общества и всего Древнего мира. Классическое рабство считалось главной чертой античности с XIX в. Долгое время его оценивали с морально-этических позиций, отмечая несовместимость рабства с человеческим достоинством. В XX в. к рабству стали подходить как к закономерному этапу исторического развития, исследуя его экономические, политические, социальные и культурологические аспекты.
На современном этапе центральными элементами, предопределившими все своеобразие античного общества, признаны взаимоотношения общины и государства, заложившие прежде всего своеобразный и уникальный путь развития античной цивилизации. Члены гражданской общины были полноправными гражданами, обладавшими всем набором прав и свобод. Община и государство в Древней Греции и Древнем Риме слились воедино и были представлены в одном феномене — полисе. Полис — особый, только в античности встречающийся, тип государства, возникший в рамках гражданской общины. Полис-госу» дарство кардинально отличался от всех остальных типов государств, созданных человечеством. Центром полиса был город, а за его стенами расстилались угодья, принадлежащие гражданам, членам общины. Общинные традиции были настолько сильны, что растворили внутри себя государственные структуры, стоящие над народом. И весь коллектив граждан совместно управлял полисом, олицетворяя собой государство. В полисе зародилось прямое народоправство: каждый гражданин-землевладелец, собственник и труженик, активно участвовал в управлении государством, а все должности были выборные. Поэтому там полностью исчезли паразитирующие прослойки: бюрократия, жречество, вельможная знать.
Еще один феномен — особая, созданная только в рамках полиса, двуединая форма собственности. Каждый гражданин одновременно владел личным наделом и вместе с коллективом сограждан — общественной землей и собственностью. Наличие двух источников дохода развивало индивидуальную предприимчивость и гарантировало достойный и свободный образ жизни каждому гражданину.
Античная цивилизация создала уникального человека: землевладельца, носителя высшей законодательной власти, воина, защищавшего свои землю и законы. Античный гражданин полностью гармонировал с окружавшим его миром, что нашло свое выражение в уникальных памятниках культуры, научной мысли, совершенных политических институтах, которые до сих пор являются образцами, на которые ориентируется, но не может их повторить современный человек. Огромное наследие оставили во всех сферах, и прежде всего в различных областях культуры, цивилизации Древнего мира последующим эпо-' хам. Зародившиеся на Древнем Востоке мировые религии обогатили человечество философско-религиозными идеями и морально-этическими нормами, которые во многом определяют духовную жизнь современного человка. Особенно велика роль в европейской культуре Книги книг — Библии. Библейские сюжеты на протяже-
нии всех эпох вдохновляли художников, поэтов, композиторов на создание шедевров мировой культуры, пронизанных духом гуманизма.
В Месопотамии, где последовательно одни царства сменяли другие, на рубеже 2-го — 5-го тыс. до н. э. возникла идея единой истиной «царственности», преходящей со временем из одного государства в другое. Эта идея смены «царств», войдя в Библию, стала достоянием христианской мысли и была одним из истоков возникшей на Руси теории «Москвы — третьего Рима». Особенно велико влияние месопотамской культуры на формирование ветхозаветных сюжетов. Сама идея рая, сада богов, зародилась еще в Шумере. Там же следует искать истоки сюжета создания Богом человека из глины, а женщины -г из ребра мужчины. Описание Всемирного потопа и спасение по воле богов единственного праведника на заранее построенном судне вместе с обитавшими на земле тварями впервые дается в шумеро-вавилонском эпосе. Древний Египет оставил после себя богатое литературное наследие. Отсюда в литературе других стран и последующих цивилизаций перекочевали многие сюжеты, использованные впоследствии в баснях Эзопа, Лефонтена и Крылова. Множество «египтизмов» вошло в Библию, некоторые из египетских «Поучений» пересказываются в «Притчах Соломоновых». А египетское воззрение на загробный суд стало прототипом христианского учения о Страшном суде. Изображения египетского бога Анубиса с собачьей головой встречаются даже на христианских иконах. Святой Христофор в России назывался «святой Христофор Псеглавец».
Неизмеримо влияние на современность античности, лежащей в основе мировой культуры. В эпоху этой цивилизации эллины выработали принцип «классического» в искусстве, и с тех пор идеальные и гармонично развитые боги и люди, как Венера Милосская или Дискобол, служат для следующих поколнений идеалом красоты и совершенства. Вся мировая архитектура вплоть до эпохи модерна развивалась на принципах ордерной системы, выработанной греками. А время классицизма, т. е. подражания классике, стало важнейшим этапом в складывании национальных культур России и Европы. К античности восходят известные человечеству жанры художественного творчества, а «отцы трагедии» Эсхил, Софокл и Еврипид разработали все возможные фабулы в драматургии. Подражание поэзии Эллады и Рима стало правилом для европейцев.








Авторизация



Горячие новости!

Это интересно!

Лучшее в сети!

Copyright © 2011-2014 СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА | All rights reserved | WorldWonders.ru